Магазин X-line является официальным дилером брендов: Cube, Giant, Trek, Stels, Author, Stark, Kona, Merida, Salomon, Rossignol, Burton, Atomic

История маунтинбайка

Об истории создания велосипеда написано много. Однако, несмотря па неоспоримые успехи научного прогресса, человечество продолжает совершенствоваться и "изобретать велосипед", как средство передвижения. Казалось бы, совсем недавно (прошло не более трех десятилетий) появился новый тип велосипеда - маунтинбайк, или горный велосипед. Но вокруг этого изобретения уже ходят легенды. Чуть ли не полдюжины компаний, производящих байки, в рекламных проспектах приписывают себе первенство в создании этой техники. Для прояснения вопроса, где, когда и как появился маунтинбайк, пришлось провести небольшое исследование независимой литературы.

В начале 1970-х годов в Америке наблюдался существенный всплеск интереса к велосипедам вообще и к велоспорту в частности. Одним из центров вновь возрожденного увлечения велосипедом стало Калифорнийское побережье Тихого океана. В то время проводилось множество соревнований самого различного ранга, но нужно сразу заметить, что это были шоссейные гонки и на шоссейных же велосипедах. Кроме того, в США ранее иногда проводились и альтернативные соревнования, но на велосипедах с гладкими покрышками. Что-то наподобие европейского велокросса. В этих соревнованиях часто участвовали те же самые велосипедисты, что и в шоссейных гонках.

Еще одним "калифорнийским" видом развлечений в те годы было катание по горам, причем не только на велосипедах, но и на мотоциклах. Кто-то выбирался туда ради "порции адреналина", кто-то для того, чтобы вырваться из густо заселенных городов. Однажды местные власти по инициативе экологов запретили езду вне дорог на моторизованных транспортных средствах; по-видимому, это и послужило толчком к бурному использованию велосипеда при езде по горам.

Большинство велосипедистов практиковали в основном спуск с гор (так называемый "даунхилл" - down hill). Появлялись целые группы любителей этого экстремального развлечения, и, со временем, поклонники езды по горным дорожкам и тропинкам начали устраивать небольшие соревнования, правда, проводимые без каких-либо четких правил. Одним из наиболее популярных мест такого отдыха стали склоны горы Тамальпас в округе Марин.

Катание на велосипеде является достаточно демократичным видом развлечения, и зачастую любители шоссейных гонок, сменив яркую велоформу на джинсы и рубашку, пересаживались на внедорожные велосипеды и устремлялись в горы. Ездить по разбитым тропинкам на шоссейниках было невозможно, и поначалу для езды использовалась самая различная техника. Постепенно начал выявляться класс велосипедов, который был наиболее приспособлен для быстрой езды вниз по горным тропам. Так появился велосипед, получивший название "балунера", прозванный так за широкие шины размера 26-2.125 дюймов (в противовес узким шоссейным шинам). Кстати, в то время размер покрышек 26 дюймов в Америке встречался не часто.

Наиболее характерным представителем класса "балунеров", относительно широко представленного в Америке в 70-х годах, был Schwinn Excelsior. Отличительными особенностями этого велосипеда была грубая прочная рама и широкие покрышки. Все остальное было вполне стандартно: одна передача, втулочные тормоза, а также изрядный вес, превышающий 20 кг. Этот велосипед выпускался еще в 30-х и 40-х годах, и его использовали работники почтовых и коммунальных служб. Почтальоны и коммунальщики ценили его за прочность и неприхотливость. К 70-м годам эти велосипеды уже доживали свой век в гаражах и на свалках, и если бы не "революция в велосипедном движении", то, вероятно, мы бы сегодня о них уже и не вспомнили.

Джо Бриз (Joe Breeze), один из пионеров маунтинбайка, так описывает ситуацию тех лет. Он и его друзья Отис Гай (Otis Guy) и Марк Вендетти (Marc Vendetti) нередко катались в горах, хотя были "шоссейными" спортсменами. Поскольку они не только спускались вниз, но и преодолевали существенные подъемы на своих "балунерах", то Джо Бриз и его друзья стали своебразными разработчиками и популяризаторами нового велосипедного движения. Катаясь по склонам горы Тамальпас, они заезжали все выше, проделывая большую часть своего пути на велосипедах, при этом используя единственную передачу - 5 2x20. Со временем они стали добираться "в седле" до вершины Тамальпаса высотой 2600 футов (что для менее подготовленных людей не представлялось возможным), а затем мчались вниз. На крутых продолжительных спусках тормоза втулочного типа имели свойство нагреваться так, что смазка в подшипниках закипала или выгорала. Втулки велосипедов приходилось очень часто перебирать, подшипники набивать новой смазкой или попросту заменять. Таким образом, велосипед Schwinn Excelsior далеко не идеально соответствовал условиям поездок по горам, но в то время ничего лучшего промышленность предложить не могла.

В 1974 году в очередной гонке по велокроссу в Марине участвовали Бриз, Гай, а также Гари Фишер (Gary Fisher) и Чарли Келли (Charlie Kelly) - будущие производители маунтинбайков. Эти ранее неизвестные велосипедисты из Купертино, что в Саратоге, приехали на старых "балунерах", оборудованных переключателями передач, барабанными тормозами и мотоциклетными тормозными ручками. По-видимому идея сту-пенчатого переключения передач была заимствована у Раса Махона (Russ Мahon), который впервые установил переключатели передач на "балунеры" еще в 1973 году.

Таким образом, к 1974 году в Калифорнии были сформулированы основные идеи горного велосипеда. Участники Маринской группы по велокроссу постепенно начали "обвешивать" свои старые "балунеры" - сначала задними переключателями передач, а затем и передними. Эти приспособления позволяли гораздо легче заезжать на крутые и продолжительные подъемы. Со временем на велосипедах появились и другие приспособления - например, барабанные тормоза и даже ряд мотоциклетных компонентов. После подобных доработок вес "эксельсиора" стал достигать 29 кг. По мере исчерпания старых мотоциклетных запасов велосипеды стали укомплектовывать уже новыми компонентами, часто от шоссейных велосипедов, и "балунеры" вновь стали "худеть и сбрасывать килограммы". Но идеология нового велосипеда все-таки была сохранена. И ее основе была все та же тяжелая рама от Schwinn Excelsior. Постепенно время внесло свои коррективы. При возросших экстремальных нагрузках велосипедные рамы "старого образца" стали часто ломаться. Назрела необходимость в разработке для горного велосипеда новых, более прочных и легких рам.

Теперь попытаемся восстановить историю создания рамы для нового типа велосипеда. Джо Бриз был не только велосипедистом, но и занимался изготовлением рам для шоссейных велосипедов. В 1977 году, взяв за основу конструкцию рамы от Schwinn Excelsior, он сделал новую, относительно легкую хромомолибденовую раму и собрал на ней базовый велосипед для катания по горам. Примерно в то же самое время Крейг Митчелл (Craig Mitchell) сделал подобную раму для известного гонщика Чарли Келли.

В 1979 году Том Ричи (Tom Ritchey), уже бывший к тому времени успешным производителем рам для шоссейных велосипедов и тандемов, по чертежам Бриза сделал несколько подобных рам для себя и на продажу, но не смог найти на них покупателей. Фишер и Келли взялись помочь продать велосипеды Тома и решили по этому случаю зарегистрировать для своего предприятия торговую марку "Mountainbike".

К концу 70-х годов в различных велосипедных изданиях уже стала появляться информация о "балунерах", на которые устанавливали переключатели передач и прочее нестандартное оборудование для езды по горам. По письмам читателей в журнале "Bicycling Magazine" выяснилось, что далеко не одни жители Марина занимались подобными изменениями своих велосипедов. "Балунеры" начали вызвать активный интерес у читателей. Сотрудники журнала "Bicycling Magazine" объявили конкурс на название этого нового типа велосипедов, исключая название "Mountainbike", поскольку это была торговая марка велосипеда Фишера и Келли. В конкурсе победило название "АТВ" (All Terrain Bike). Со временем, по иронии судьбы, из-за ошибок при оформлении документов торговая марка "Mountainbike" так и не была зарегистрирована. Но название АТВ так и не прижилось в среде велосипедистов, и вскоре его вытеснил вошедший в обиход термин "Mountainbike" или просто "МТВ". Вот так, с легкой руки Фишера и Келли, новый тип велосипеда, а затем и новое направление езды по горам получили название маунтинбайка.

В конце 70-х годов несколько компаний, занимавшихся производством велосипедных компонентов, начали отдельные поставки деталей на " 26-дюймовые велосипеды". В частности, появились легкие и прочные алюминиевые обода для мало употребляемых ранее 26-дюймовых колес.

В 1981 году Майк Синйард (Mike Sinyard), основатель компании Specialized, занимавшейся в то время импортом велосипедных компонентов и велопокрышек, приобрел для себя пару велосипедов у Фишера и Келли. В то время он уже вынашивал планы по производству нового типа вело-сипедов. Через какое-то время, по совету инженера Тима Нинана (Tim Neenan), он отправил эти велосипеды для доработки на свою фабрику в Японию. Таким образом, в 1982 году на свет появился Specialized Stumpjumper. Цена (750 долларов за велосипед) оказалась для покупателей гораздо привлекательнее, чем 1400 долларов за модели фирмы Ritchey/ Mountainbike, которые продавали Фишер и Келли (заметим, что доллар в те далекие годы стоил существенно дороже, чем нынче). В течение года продажи велосипедов Specialized Stumpjumper перевалили уже за тысячную отметку. Фактически это были первые серийные горные велосипеды.

Многие компании, занимавшиеся производством велосипедов, проявили к новинке серьезный интерес. Компании Shimano, Suntour и еще несколько менее известных ранее фирм быстро наладили выпуск специальных компонентов для горных велосипедов. И снежный ком под названием "МТВ" покатился по США, а затем и по всему миру. К 1986 году объем продаж горных велосипедов в США превысил объем продаж "шоссейников".

Дальнейшее развитие горных велосипедов заключалось в доработке существовавшего оборудования и в применении к ним конструктивных решений, которые ранее использовались применительно к мотоциклам. Постепенно появились ставшие ныне стандартными у горных велосипедов амортизационные вилки. Теперь уже не кажется чем-то экзотическим двухподвесочный велосипед, никого не удивить дисковыми тормозами с гидравлическим приводом, а ведь начало этому было положено в конце 70-х годов XX века.

Бурно развиваясь, горный велосипед ворвался в официальный спорт, и в 1990 году он был признан даже такой консервативной организацией, как Международный союз велосипедистов (UCI). В том же году в Дуран-го был проведен первый чемпионат мира по МТВ. С 1996 года горный велосипед в виде кросс-кантри включается в программу Олимпийских игр. В настоящее время в чемпионатах мира по маунтинбайку присутствуют две дисциплины - кросс-кантри (кросс по пересеченной местности) и да-унхилл (скоростной спуск).

Спортивная история горного велосипеда в России берет начало в 1993 году с создания Открытой комиссии Союза велосипедистов. В том же году был проведен и первый чемпионат России по маунтинбайку. Среди велосипедистов-любителей нашей страны горный велосипед начал появляться где-то в середине 90-х годов, но массовыми продажи стали лишь в конце 90-х годов.

В заключение хочется отметить, что у горного велосипеда не было одного изобретателя, а его появление не было мгновенным. Идея прочного внедорожного велосипеда была не нова - ведь люди ездили на велосипедах по бездорожью и сотню лет назад. А такие решения, как многоскоростной привод, индексное переключение передач, прочная рама, широкие колеса и амортизационная подвеска, по отдельности встречались на велосипедах еще в конце XIX - начале XX веков. Потребовалась достаточная концентрация в одном месте людей, имеющих схожие представления о внедорожном велосипеде, чтобы на свет появился именно тот велосипед, который сочетал бы в себе все вышеупомянутые характерис-тики. МТВ с момента своего появления продолжал и продолжает эволюционировать, превращаясь постепенно в привычный и доступный для нас сегодня велосипед.

Материал книги "Современный
велосипед"
, 2005 год
Отзывы о товаре Написать отзыв Всего сообщений: 0
Комментариев никто не оставил.