Магазин X-line является официальным дилером брендов: Cube, Giant, Trek, Stels, Author, Stark, Kona, Merida, Salomon, Rossignol, Burton, Atomic

Горный велосипед

К началу 80-х годов сформировался облик горного велосипеда. Прежде, чем описать дальнейшую судьбу маунтинбайка, напомним основные его черты на тот момент. Как вы помните, в основе этого типа велосипеда лежала прочная рама относительно небольшого размера с существенным дородным просветом: отсутствовал или был минимален провис каретки (расстояние от вала каретки до линии, соединяющей оси колес), длина шатунов умеренная. Существенной особенностью являются колеса диаметром 26 дюймов с широкими покрышками и развитым протектором. Кроме того, у МТБ имелись мощные ободные тормоза консольного типа, обеспечивающие большие грязевые зазоры между тормозными рычагами и колесами. И, конечно же, было внешнее переключение передач: три звезды спереди и пять-шесть сзади, с управлением переключением передач с руля.

Со временем среди почитателей горных велосипедов начали обнаруживаться некоторые различия в интересах с точки зрения использования МТБ. Кто-то предпочитал гонки по пересеченной местности (кросс-кантри), кто-то - скоростной спуск с гор (даунхилл), кто-то вообще занимался всевозможными акробатическими трюками на велосипеде. Домохозяйки и пенсионеры предпочитали использовать МТБ для обычных неспешных прогулок по дорогам различного качества. Поэтому и среди горных велосипедов начали выделяться различные подтипы.

Скоростной спуск с гор (даунхилл) постепенно превратился из экстремального развлечения в один из видов соревнований на чемпионате мира по МТБ. Байкеры предъявляют к этим велосипедам очень жесткие требования по прочности и надежности, поскольку трассы скоростного спуска изобилуют трамплинами, кочками, камнями и канавами, а также продольными и поперечными уклонами. Кроме того, скорость на некоторых участках трассы достигает 100 км/ч.

Помимо высокой прочности, для дальнейшего увеличения скорости движения потребовалось внедрение некоторых новшеств. Во-первых, для улучшения управляемости велосипеда при движении на большой скорости по неровной дороге на даунхильные байки стали устанавливать амортизационные вилки. Их использование позволяет колесу находится в контакте с дорогой большее время, чем в случае жесткой вилки, и, соответственно, сократить до минимума фазы неуправляемого движения велосипеда. Во-вторых, амортизационные вилки позволяют смягчать ("демпфировать") удары, что дает возможность велосипедисту больше концентрироваться на управлении велосипедом, а не на попытках удержаться на нем. Таким образом, "ригиды" (велосипеды без амортизации) постепенно превратились в "хардтейлы" - велосипеды с передней амортизационной вилкой.

Следующим этапом усовершенствования горного велосипеда стало появление амортизационной подвески заднего колеса. Основная задача этого нововведения - смягчать удары от неровностей. Кстати, эффективность торможения на неровной дороге подрессоренными колесами также значительно выше, чем при жесткой подвеске. Поскольку внедрение задней подвески, в отличие от вилки, потребовало существенной переработки и усложнения конструкции рамы, то двухподвесочные горные велосипеды оказались заметно тяжелее и гораздо дороже "хардтейлов". В настоящее время существует несколько существенно различающихся схем компоновки задней подвески - от простого амортизатора, вставленного между передним и задним треугольниками рамы, соединенных шарниром, до сложных многорычажных конструкций.

Велосипеды для скоростного спуска с гор (аббревиатура "DH" - down hill) имеют ряд особенностей. Вес современных даунхильных велосипедов составляет 18-22 кг. Но снижение веса велосипеда не является главной целью конструкторов, поскольку байкер движется с холма вниз. Зато "даунхильные" горные велосипеды обзавелись очень длинноходными подвесками обоих колес, и теперь никого не удивляет амплитуда хода заднего маятника до 200 мм и даже более. Почти такой же ход имеет вилка велосипеда. Рама таких велосипедов обычно сильно вытянута, а вилка установлена под относительно острым углом. Все это сделано для улучшения управляемости. Характерными чертами DH велосипедов стала система с одной звездой, мощнейшие гидравлические дисковые тормоза с большими роторами, широкие рули, обеспечивающие хорошее управление, втулки с закладными осями (передние оси диаметром 20 мм). Единственным недостатком велосипедов типа DH является узкая сфера их применения, поскольку они абсолютно непригодны для простого катания.

Большинство горных велосипедов, которые находятся в низшем и среднем ценовом диапазоне - это так называемые горные велосипеды общего назначения, обозначаемые в англоязычной литературе, как "all-round mountain" или просто "all-mountain". По сути, это неспециализированные прогулочные МТБ, рассчитанные на тех людей, которым необходим велосипед для поездок по относительно плохим дорогам. Большинство подобных велосипедов выглядит очень схоже с кросс-кантрийными велосипедами, но обычно имеют более тяжелую раму и комплектуются более простыми и дешевыми амортизационными вилками. Рамы позволяют устанавливать на велосипед различное дополнительное оборудование - крылья, багажники, подножки и т. д.

Как промежуточный вариант между "даунхильными" горными велосипедами и горными велосипедами "общего назначения" появились "фрирайдные" велосипеды. Предназначены они не только для езды со склонов, но и для езды по пересеченной местности. Обычно эти велосипеды имеют более мягкую подвеску - ход вилки и задней подвески меньше, чем у DH велосипедов. В системе таких велосипедов обычно 2 или 3 звезды. Соответственно, велосипеды получаются несколько легче, чем "даунхильные", и лучше приспособлены для педалирования, хотя, конечно, далеко не идеально.

В противоположность велосипедам для спуска с гор велосипеды для гонок по пересеченной местности (кросс-кантри) должны быть как можно легче (при сохранении прочности конструкции на приемлемом уровне). Ради снижения веса "кросс-кантрийные" велосипеды достаточно долго вообще не комплектовались амортизационными вилками. И лишь с появлением легких и эффективных вилок, преимущественно воздушно-масляных и пружино-масляных, последние стали устанавливать на "кросс кантрийные" велосипеды. Характерные значения хода вилок - 80 мм (редко достигают 100 мм). В последнее время стали появляться даже легкие двухподвесочные велосипеды для кросс-кантри с блокируемым задним амортизатором, которые, впрочем, не пользуются у гонщиков большой популярностью.

Рамы "кросс-кантрийных" велосипедов относительно выше по сравнению с рамами "даунхильных" и, тем более, "триальных" велосипедов, но ниже, чем у велосипедов других типов. Комплектуются такие велосипеды длинными подседельными штырями и выносами, что обеспечивает более "агрессивную" посадку на велосипеде. Тормоза используются обычные, но иногда можно увидеть и дисковые. Уровень цен на подобные аппараты начинается с умеренных цифр, но может достигать изрядных сумм, сопоставимые со стоимостью автомобиля (к примеру, за велосипеды, которые используются в чемпионатах мира).

Некоторые любители фристайла на велосипедах со временем пересели с велосипедов типа ВМХ на специальные горные велосипеды. Используются велосипеды как в соревнованиях по преодолению всевозможных препятствий, байкер-кроссе, так и при неспешной городской езде с постоянными запрыгиваниями на встречные паребрики, тумбы и лестницы. Конструктивные особенности велосипедов для фристайла - крепкая рама очень малой "ростовки", мощное заднее колесо и легкое переднее (обычно на жесткой вилке), а также хорошие тормоза (нередко ободные гидравлические). Следующей особенностью является широкий руль. Седла у таких велосипедов устанавливаются предельно низко, но иногда не используются вовсе. Спереди устанавливается рокринг для защиты каретки и звезд. Количество передач небольшое - спереди обычно имеется всего 1-2 звезды а сзади нередко можно увидеть шоссейную кассету.

Таким образом, что же отличает современный велосипед от предшественников? Безусловно - внешний вид и некоторые конструктивные особенности, которые касаются устройства рамы, переключателей, прочности колес и т. д.

Современные горные велосипеды имеют от 21 до 27 передач, обеспечивающих относительно плавное изменение передаточного отношения в очень широких пределах - диапазон от минимальной до максимальной передачи может составлять до 618%. Передач хватит и при скоростном движении по шоссе, и на крутом подъеме по тяжелой дороге. Специальные горные велосипеды могут иметь меньше передач за счет использования меньшего количества звезд в системе, Относительно малый размер ведущих и ведомых звезд у современных МТБ положительно сказывается на диапазоне передач - при сохранении ширины диапазона заднему переключателю необходимо выбирать меньшие излишки в длине цепи.

По виду амортизации горные велосипеды можно разделить на несколько типов. Кроме "ригидов" (традиционных велосипедов без амортизации), "хардтейлов" (велосипедов с амортизационной передней вилкой) и двухподвесов (велосипедов с амортизационной вилкой спереди и маятниковой подвеской заднего колеса), не столь давно появился еще один тип велосипедов - "софттейлы", которые отличаются от хардтейлов полужесткой задней подвеской. Небольшой ход обеспечивается сильно изогнутыми верхними перьями заднего треугольника рамы. Правда, широкого распространения софттейлы так и не получили.

Конструкция переднего и заднего переключателей передач, ведущих и ведомых звездочек и цепей позволяет надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок. Этому служат и специальный рассчитанный на компьютере профиль зубьев звезд, и заводные зубья на ведущих звездах, и цепи с хорошей поперечной гибкостью и почти не выступающими заклепками.

Тормозная система горного велосипеда эволюционировала от ободных кантилеверных тормозов к векторным, затем - к векторным с параллельным ходом тормозных колодок, механическим дисковым и, как финал на данный момент, к гидравлическим дисковым тормозам. Сейчас часто встречаются все типы, кроме "кантилеверов".

На всех типах горных велосипедов все больше стали распространяться двустенные или "двойные" обода, которые позволяют значительно увеличить прочность колес.

Маунтинбайк был рассчитан на езду по горным тропам; он был существенно прочнее велосипедов всех прочих типов, но обладал немалым весом и далеко не идеальными характеристиками при движении по шоссе - относительно плохой накат и низкая курсовая устойчивость.

Материал книги "Современный
велосипед"
, 2005 год
Отзывы о товаре Написать отзыв Всего сообщений: 0
Комментариев никто не оставил.